buran.htm- Как начинался "Буран"? - статья Маленкова С.К.- журнал Гражданская инициатива на www.fogrin.narod.ru

[1]

ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА Ò

Журнал. Электронная версия.

Издание МО МОИП "Фонд гражданских инициатив" Ò

Забвение Бурана. Тайны забытых побед

мои комментарии к одноимённому фильму

[2]

История знаменитого слетавшего космического челнока Буран" родилась с идей Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. И наалаь они в пинка, который получил СССР от публикации СМИ США о готовящейся программе "Шаттл". Как Гитлер был уверен в неспособности СССР создать новые виды вооружений до его нападения, так и США были уверены, что СССР не сможет создать аналогичную систему, тем более - в догонку почти готовой американской. Уж больно дорог такой проект и очень сложен сразу по сотням отраслевых задач. Но этот космический самолёт мог даже взлетать и летать сам, но не мог сам забраться в космос. Однако, был прототип крылатых ракет, предложенных Цандером в 1924 г., испытанных ещё в 50-х. И были прототипы, которые не дали создать в металле и испытать, т.к. в стране не хватало денег.

 

Интернет-версия v1.01.

 

Фильм начинается с цитаты Симонида Кеосского (V век до н.э. ): - Для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество.

И в его годы таких счастливых было не много. И в наше время с большими достижениями прогресса. Как быстро большинство опускается до хлеба насущного, забывая о защите славы Отечества!

Как много заработали на фильмах-панихидах, а не на возрождении славы.

Адрес фильма Забвение Бурана. Тайны забытых побед в 26 минут (2009 г.): https://www.youtube.com/watch?v=OY938K5ki4c

автор сценария Лев Николаев, режиссёр Виктор Ющенко, операторы Виктор Дурандин, Максим Федорин, Сергей Соловьёв, редактор и руководитель проекта Фаид Симфоров, продюссер Евгений Зобов \ текст читал Василий Лановой.

ã производство ЗАО "Народное кино" и

ã (по заказу) Правительство Москвы, комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации г. Москвы.

фильм расшифровки фонограммы не имеет, она впервые сделана тут мной.

Начинается фильм крушением реактивного самолёта, падающего на ваше окно[3].

Заставка в виде могильного камня[4]: Тайны забытых побед.[5]

15 ноября 1998 года по случаю 10-летия полёта "Бурана" в одном из самых совершенных космических кораблей, превращённых в парковый аттракцион ЦПКО, состоялась почти панихида у "Бурана" на набережной у Парка Культуры в Москве.

PS МСК: Рядом, как в насмешку, как равные (а то и более доходные) стояли цирк-шапито, "колесо обозрения" и "Американские горки".

В "Буране" собрались те, кто его создавал, конструировал, строил, снаряжал в космическую дорогу. Собрались по случаю 10-летия своей общей победы, по случаю первого, потрясшего весь мир, полёта "Бурана"[6]. Первого и последнего.

PS МСК: голосом Ланового - это уже не описание победы, а поминки.

Собрались, чтобы вспомнить, чтобы сказать добрые слова всем тем, кто так и не дождался благодарности Отечества[7].

Название проекта складывалось из двух слов "Энергия-Буран", через чёрточку. Кавычки удёрживали их вместе. Но по сути это было два отдельных понятия[8]. "Энергия" - грандиозная ракета, способная доставлять в космос самые невероятные и разнообразные грузы[9]. "Буран" - многоразовый космический самолёт.

Да, они должны были действовать вместе. Но истории у них получились разные. У каждого - своя.

И в жизни[10], и - после[11] жизни.

На этот раз американцы как будто бы ничего не скрывали.

В марте 72-го года в открытой печати сообщили о начале разработки многоразовой космической системы. Подробнейшим образом описывались особенности конструкции, доказывалась экономическая целесообразность по сравнению с одноразовыми ракетоносителями.

PS МСК: Но когда говорят "начинается разработка", а описывают особенности конструкции, то это - разговор о почти завершённой разработке. Кто кинется догонять, - не догонит. Прозевали гонку на несколько лет. А она делается десятками НИИ, сотнями заводов, сотнями тысяч специалистов.

В начале 1972 года я заканчивал 3 курс МАТИ, но на кафедре приборов не было никаких разговоров о "Шаттле", о программах подготовке спецов к этой гонке.

Но наших-то на мякине не проведёшь. Быстренько посчитали: экономика не получается.

Значит, затея продиктована совершенно другими, то есть - военными задачами.

Министр обороны СССР Дмитрий Устинов[12] направил материалы в военные НИИ. Выводы учёных были не утешительными. Будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки космического околоземного пространства. На заседании ПолитБюро министр обороны доходчиво объяснил:

Поскольку ни противоядия космическому самолёту, ни аналогичного средства поражения противника у нас нет, значит, нужно создавать нечто подобное, дабы поддержать военно-стратегический паритет.

Но было ясно, что новая программа потребует огромных средств. И члены ПолитБюро, видимо, всё же надеялись, что военные преувеличили возможности нового американского проекта. И предложили ещё раз проверить выводы в независимом НИИ.

PS МСК: Ну, тут независимость могла быть только от военных. А какие специалисты по космосу и вооружениям не зависели от военных, не связаны с ними? И время перепроверки - потерянное время в гонке. Хотя и нельзя очертя голову кидаться сорить миллиардами. Но проект такой надо было запустить, хотя бы собрать список предполагаемых исполнителей, прикинуть цену, но - не запустили.

Однако, специалисты института проблем механики под руководства Келдыша подтвердили:

Американский "Шаттл" грузоподъёмностью в 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен, совершив аэродинамический манёвр, например, над Гвинейским заливом, выпустить их по территории СССР.

В итоге осенью 1976 года, за 5 лет до первого полёта американского "Шаттла"[13], родилось[14] техническое задание на создание советской многоразовой космической системы с секретным названием "Буран".

PS МСК: Итого, прикидки съели 4,5 года. Но Лановому всю правду не сказали. ТЗ с таким названием, может, и не было, название могли дать и чуть позже, для публикаций в СМИ. Хотя картинку - плаката общего вида Бурана с названием "Буран" показали в фильме на кульмане системы "RISS". Её рисовали для докладов в ПолитБююро. В альбом конструкторской документации такие не рисуют.

А к нам в КБ оно пришло с буквоцифровым шифром. которые не опубликовали даже в книге по случаю 70-летия КБ. Слово "Буран" упоминать в переписке и в общении было запрещено.

Получили в МПКБ и несколько таких кульманов "RISS", один по указанию Главного Конструктора Чачикяна - дали мне, хотя посвящать в тему "Бурана" меня не собирались.

А остальные ведущие конструктора и электронщики, даже получившие кульмана[15] конструктора, отказались от работ по ТЗ, объявив его неисполнимым! Но это - отдельная история.

Причём впервые в истории страны Техническое Задание подписал лично министр обороны[16].

Советский "Шаттл" предназначался для комплексного противодействия мероприятиям противника по расширению использования космического пространства в военных целях.

(5-00) Голос, потом и голова зам. Ген конструктора РКК "Энергия" Вячеслава Михайловича Филина:

- Мы были уверены, что никогда не будем воевать с Америкой. Да, шло соревнование, стимулировались мозги у людей, искали решения, оригинальные решения, чтобы опередить их.

PS МСК: Но это не было соревнование мысли и проектов. У США это было оружие во плоти! Оно должно было летать и использоваться, если у противника аналогичного нет. Ведь после бомб на беззащитную Хиросиму и Нагасаки США кинули бы ядерные бомбы на СССР, не появись в СССР аналогичные для ответа.

Постановлением СовМина головным предприятием было утверждено НПО "Энергия"[17], а Генеральным Конструктором - Валентин Петрович Глушко. И он тут же занялся сверхтяжёлой ракетой.

Главным конструктором "Бурана" назначили Юрия Павловича Семёнова, занимавшегося в НПО "Энергия" орбитальными станциями.

Планер "Бурана" и все самолётные системы поручили заботам Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского и НПО "Молния".

Справедливости ради надо напомнить, что саму идею связать воедино самолёт и ракету предложил наш соотечественник инженер Ф.А. Цандер.

Показана обложка труда Ф.А. Цандера "Проблема полёта при помощи ракетных аппаратов".

Ещё в 1924 году он обосновал преимущества крыльев при спуске космического корабля на Землю.

И впервые предложил использовать крылатые аппараты для космических полётов.

Затем в 50-х годах в обстановке строгой секретности пронеслась над 6-й частью суши[18] крылатая ракета "Буря".

Когда спустя 40 лет впервые были показаны эти кадры[19], потрясены были все, особенно - американцы.

Это был совершенно реальный прообраз орбитального крылатого корабля.

PS: Лановой: - Посмотрите, как они похожи: Буря и Буран. Не случайно и в названиях они созвучны.

Это эмоции артиста или сценариста фильма. Различий тьма. Похожесть одна - они крылаты и летают.

В 60-е годы над разработкой космического самолёта трудились в ОКБ Микояна (Проект назывался "Спираль"[20]) и в ОКБ Владимира Мясищева (так называемый "проект 48").

PS: На первом фото в альбоме "Спирали" надпись "воздушно-орбитальный самолёт" - проект 48. Крылья и оперение более самолётные, чем ракетные.

Что касается Спирали", то на проекте тогдашний министр обороны[21] Андрей Гречко[22] написал: "Фантастика".

Однако, конструктор её Глеб Лозино-Лозинский - не успокоился. Лет через 10 уже в НПО "Молния" он создал планер, а потом построил несколько ракетопланов серии "Бор"[23], которые испытывались на полигоне Капустин Яр. Однако, версия оказалась тупиковой[24].

А вот проект "48", не смотря на то, что не заинтересовал Хрущёва[25], оказался более плодотворным. Именно Мясищев совместно с ЦАГИ[26] ещё в 67 году, за 8 лет до американцев рассчитал аэродинамику будущего корабля, а затем и всей системы. А в 76[27] именно его технические предложение легло в основу будущего орбитального корабля "Буран". Так что мы входили в новый проект во всеоружии[28].

Не было никакой нужды копировать американцев, но основные проектные параметры (нагрузка, площадь крыла, удлинение) выбирались по принципам разумной достаточности. И нами, и американцами. Поэтому внешне они оказались похожими.

А в том, что не видно на первый взгляд, мы на порядок превзошли американцев.

Зам. Ген. конструктора РКК "Энергия" Вячеслав Михайлович Филин:

- Наш корабль оказался по своему качеству (это отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению) существенно лучше, чем американский. За счёт того, что у них сзади поставлены двигатели, у них кормовая часть разнесена, у них качество было 3,4 , а у нас - 6. То есть, как самолёт, как планер, он обладал бОльшими возможностями по манёвру, и так далее, а хотя внешне - ничего особенного. Да, он похож на "Шаттл". Да, похож.

Этих качеств достигли не вдруг.

Одни только продувки составили 25 000 часов на 85 моделях. В 25 аэродинамических трубах СССР.

К работе над Бураном и Энергией были подключены более 1000 проектных организаций, более 1,5 миллиона человек.[29]

Работа над этим проектом была престижна. Зарплата инженера- проектировщика только окончившего ВУЗ составляла целых 250 рублей[30].

Тысяча НИИ - это не образ и не обезличка. Каждое решало свою, часто совершенно уникальную пионерскую задачу.

Чего стоила, например, эта теплоизоляция корабля? Был разработан фантастический материал, выдерживающий температуру до 2000 градусов Цельсия. 30 000 плиток должны были защитить корабль при вхождении в плотные слои атмосферы.

Буран делался с размахом, с расчётом на разнообразную и масштабную работу, на экипаж до 10 человек. С командным, агрегатным и бытовым отсеком. И с трюмом доставки на орбиту или возвращения на Землю любых космических аппаратов, научных. военных, весом до 30 тонн.

Пока шла работа над системой "Энергия-Буран", параллельно готовились и пилоты. Группа классных и специально отобранных лётчиков-испытателей была оформлена в отряд космонавтов.

Командиром был назначен Игорь Волк. И, естественно[31], этот элитный отряд стали тут же называть "волчьей стаей".

24 декабря 1984 года Игорь Волк выполнил первую рулёжку Бурана и тут же выявил более 400 дефектов. Корабль вернули на доработку и первый полёт состоялся почти через год.

Олег Дмитриевич Бакланов, председатель[32] межведомственной комиссии "Энергия-Буран":

- Когда дискутировался вопрос в отношении того, как всё-таки запускать первый пуск - с человеком или без человека, и вот наш друг Волк, лётчик от Бога, он ко мне, как к председателю комиссии приходил, так сказать, и рвал рубаху свою, и говорил, что "только с человеком, я посажу, я так сказать",...

А я сказал, "знаешь что, не петушись, мы тебя любим, уважаем, как лётчика, мы тебе доверяем, ты научишь садиться, мы это запрограммируем, и используем, чтобы посадить при первом пуске в автоматическом режиме".

"Буран" весом более 80 тонн, должен был садиться с выключенными двигателями, поэтому требования к лётчикам были высочайшими. особенно, - при входе в атмосферу. Ошибка а в 1 секунду в космосе с включением тормозных двигателей, с разворачиванием, - приводит к промаху на 11 км.

Волк Игорь Петрович, космонавт-испытатель, герой Советского Союза:

- Алгоритмы, значит, мы отработали. Значит, эти алгоритмы были сделаны и на ПДСТ на динамическом стенде у Лозинского. И мы фактически сделали 20 полётов по категории 3Ц, то есть "0" на "0", посадки без двигателя в заданную точку.

Благодаря пилотам были разработан алгоритмы, которые позволяли использовать все возможности "Бурана", для того, чтобы сажать его в автоматическом режиме.

Всё это звучит так просто и буднично, а ведь это 3 года бесконечных доводок, усовершенствований, экстремальных посадок. как только алгоритмы были готовы, пилотов решили оставить на земле.

PS МСК: Лановой и сценарист фильма могли, конечно, не обращать внимания на частую в 70-х и 80-х годах рекламу, что наша авиация - всепогодная. Люди (и даже многие специалисты) могли и не понимать, что это - не так. Но ведь многое в рекламах не соответствует истине. Даже для взлёта и посадки "Бурана" были жёсткие ограничения по погоде.

Первый взлёт, как показывает фильм и недоступные мне ранее архивные отчёты, совершён при боковом ветре 20 м\сек[33], а в задании ограничение на 17. Но это для ракеты. У неё с "Бураном" одна ветровая парусность и устойчивость, а у самого "Бурана" - другая. И при посадке с выключенными двигателями и уменьшающейся скоростью ничем себе, кроме рулей, не поможешь. Рули у очень тяжёлого и инерционного летящего чемодана не смогут компенсировать порывы ветра. Для этого на расстоянии со всех сторон надо держать самолёты, передающие данные о порывах ветра.

Кроме автоматики "Бурана" в Авиапроме тогда не было такого упрямого задания на беспилотный режим посадки. Создание и отработка такого автопилота для Аэрофлота была бы проще (без космических задач и проблем). Но возражение было простое: зачем сорить миллиардами, когда на это и лётчики есть. И такая система управления имеет большой вес, которые надо возить балластом в каждом самолёте вместо полезного груза. Именно поэтому я предпринимал попытки перевести полученные электросхемы - в функциональные микрочипы.

Если бы меня просто пустили по смежным[34] НПО с вопросом о возможной помощи, моих иных потуг просто бы не было. Директора могли бы созвониться и договориться об отказе мне, чтобы я успокоился.

Кстати, когда в 21 веке с 20-летию полёта "Бурана" стали выкатывать в интернет фильмы, показали очень совершенную функционально-блочную электронику для "Бурана" и Энергии" (как и в этом). То есть то, чего на "Восходе" безуспешно добивался я...

"Буран" взлетел условно и ограниченно всепогодным, но тяжёлым, электронно-громоздким и несовершенным. Многие из его систем совершенно не были нужны Аэрофлоту даже для реактивных самолётов.

Хотя ведь с системой "Бурана" летала лаборатория на Ту-154 (её и тут немного показали, но без намёка на испытания всепогодного автопилота для Аэрофлота). И там не могли не испытывать адаптированную к Аэрофлоту систему. Все историки "Бурана" так увлечены проектом именно космического челнока, что совсем не говорят об этой программе всепогодного автопилота для Аэрофлота. Но вот я первым в интернете сделал акцент на этом, пройдёт немного времени, и посвящённые более меня - заговорят.

Программисты, подсаженные на Волка, не могли знать тонкостей экстремального пилотирования. Отсюда и вытягивание из лётчиков их алгоритма управления в экстремальных ситуациях.

Космонавт Волк:

- Я не знаю, я не могу отвечать, почему всё-таки в данном случае было принято решение. Да, конечно, так сказать, элемент опасности, что человек не справится, - существовал.

"Бураны" собирали на Машиностроительном заводе в Тушино. Именно сюда доставлялись со всей страны детали этой новейшей космической системы, потребовавшей невероятной концентрации усилий всего экономического потенциала СССР.

У США - всего 4 "шаттла". А у нас на конвейере было сразу 10[35].

Великая советская традиция[36]. Всё должно быть самое большое, самое высокое, самое многочисленное.

Делалось для укрепления обороны. Поэтому не рассуждали, надо столько или не надо?

Бураны доставлялись по Москве-реке в Жуковский.

А оттуда - на специально переоборудованных на заводе Мясищева стратегических бомбардировщиках 3М[37] - доставляли на Байконур[38]. Успели[39] перевезти 2 лётных экземпляра и 2 макета.

К лету 88 года основные работы по созданию системы "Буран" были завершены.

Совет Главных Конструкторов принял решение о запуске космолёта к 71 годовщине Октябрьской революции - 29 октября.

За 4 месяца до запланированной даты старта "Бурана" в СовМин пришло письмо, подписанное двумя авторитетными космонавтами - Игорем Волком и Алексеем Леоновым.

Они потребовали отменить беспилотный полёт "Бурана".

Свою позицию два космонавта мотивировали тем, что в свой первый полёт американский "шаттл" отправился с экипажем.

Они были уверены[40]: для успешного полёта "Бурана" надо стартовать в пилотируемом режиме.

Но к бунтарям не прислушались.

(16-11) Филин Вячеслав Михайлович:

- Конечно же, посадить аппарат с пилотом, - это существенно проще, чем посадить в автомате. Очень много функций, которые пилот анализирует в уме, в мозгу, и принимает решение, чтобы посадить аппарат. Как только Вы эти функции передаёте на автоматический режим автоматики корабля, Вы должны просмотреть тысячи вариантов всевозможных сочетаний.

Тем не менее запустить "Буран" в канун годовщины Октября всё же не удалось.

Корабль, прикреплённый к ракете[41], стоял на стартовой площадке, всё было готово к пуску, и вдруг - в нужный момент не отошла плата[42] системы азимутального наведения ракетоносителя "Энергия".

Автоматика тут же дала "отбой" пуску.

Филин Вячеслав Михайлович:

- Знаете, мы 3 дня с ума сходили, потому что, когда... Вернее, она должна была отойти за 53 секунды, а она не отошла, мы получили "отбой" пуска. А потом, когда уже "отбой" прошёл, ещё через 5 минут она взяла и отошла... Мистика какая-то...

Потребовалась настоящая мозговая атака, чтобы разобраться в этой мистике.

Разобрались достаточно быстро, но запуск пришлось перенести на 17 суток.

PS МСК: Вот и ответ на бунт Волка и Леонова: Мозговой штурм можно проводить с людьми. И то, когда позволяет время и обстоятельства. А с автоматикой не помозгуешь...

15 ноября 88 года на кону стояла судьба многих в ВПК, в ЦК, в Вооружённых Силах.

Позади огромные усилия и нервы.

А что впереди?

Полетит - не полетит?

И самое главное: сядет - не сядет?

Утром метеослужба космодрома обещала дождь и сильный ветер.

И действительно, небо вдруг[43] заволокло, резко похолодало, стало накрапывать.

Появилась реальная опасность обледенения[44] орбитального корабля и ракеты[45].

Если ледяная корка достигнет 2 мм или более, пуск надо откладывать. При старте лёд мог повредить термозащиту корабля.

(17-50) Волк:

- Если б это был полёт на Земле, то никогда б его не разрешили делать. Боковой ветер больше, чем положено. Я говорю, был бы такой ветер для нормального самолёта - не разрешили бы. Послали бы на запасной аэродром.

Напряжённо ждали утонения прогноза и данных по возможному намерзанию.

Многие её не отошли от шока после первой неудавшейся попытки пуска "Энергии" с "Бураном".

Наконец, метеослужба даёт прогноз по обледенению. 1, 7 мм, на пределе.

Главный конструктор ракеты Борис Губанов[46] и главный самолётчик Лозино-Лозинский высказываются за пуск.

Дано решение на заправку.

И в этот момент на стол председателя государственной комиссии ложится очередной доклад метеослужбы. Неутешительный. Штормовое предупреждение, морось, ветер до 20 м\сек.

Но все расчёты посадки выполнялись для скорости не более 17 метров в секунду.

"Если что", то отвечать прежде всего будут главные конструкторы.

Неужели опять откладывать старт? Сливать топливо, кислород, продувать системы азотом? Заново заправлять, готовить, проверять?

Все понимали: третьей попытки может вообще не быть.

(19-20) Волк:

- Я хочу сказать, тут Глеб Евгеньевич на себя взял просто аховое обязательство. Это он в конце концов скал: - Быть по сему!

И вот ракета пошла. Тишина в зале за эти 10 минут, - муха может пролететь.

(19-59) Филин Вячеслав Михайлович:

-  И я вижу бледное лицо Семёнова. И вот теперь я остался один. в представляете? Он не выдел там ни Лозинского, никого. Он остался один. Он понял, то вот сегодня на него сосредоточены тясяча миллионов глаз, смотрят за орбитальным полётом. Ну что е будет?

Сама посадка прошла с таким плавным гашением скорости, то момент конца полёта и начала пробега различить было почти невозможно[47]. "Буран", опередив всего на секунду расчётное время, борясь с сильнейшим встречно-боковым ветром, плавно притёрся к земле и после пробега замер в центре взлётно-посадочной полосы.

Как теперь стало ясно - навсегда.

А дальше? Дальше было то, что многие считают парадоксом.

Мы совершили прорыв, который нужно было развивать.

Но последующих пусков просто не было.

Почему?

(21-10) Филин Вячеслав Михайлович:

- Потому что не могли найти седоков на эту ракету. Поняли, что мы не сможем загрузить этот носитель космическими аппаратами соответствующей размерности. Мы поняли, что мы зашли в тупик. Потому что не задумывались, что может быть крах по "Бурану". Да, м знали, что "Буран" есть, что он выполняет задачи и оборонного значения. И они всегда будут востребованы.

PS МСК: За чем Филин произнёс эту сказку для дураков? Не способен сказать, что страну громили предатели? Ракета Энергия при смене компоновок (2-4-6-8 боковых блоков 1 ступени) могла менять нагрузки от 10 до 200 тонн, была универсальной. Рассчитывалась ни лунные проекты, и на обслуживание орбитальных станций. А её больше не использовали. Так можно поступить только с враждебными и предательским умыслом. 2 ракеты отдали с Байконуром Казахстану. Зачем? Там нет ни космонавтики, ни промышленности... Функция Бурана была не сложней функции атомных бомб, которые СССР создал, но не использовал. И их не надо резать, пока не уничтожено всё летальное оружие нынешних ядерных держав.

Парадоксально, но именно Министерство Обороны первым отказалось от "Бурана", заявив, что его использование в военных целях - не эффективно.[48]

Пытались найти применение хотя бы ракете[49]. Сконструировали "малую Энергию"[50].

(22-10) Филин Вячеслав Михайлович:

- Генеральный наш конструктор Юрий Павлович Семёнов, когда он выдвинул идею "а не сделать ли нам большой спутник на универсальную космическую платформу, которая обеспечит всю территорию России связью, телевидением." Представляете - 18-тонный[51] спутник!?

Так вот он совершил поездку по всей России, по всей России, побывал во всех регионах, все кивали головами, говорили, что это очень нужно[52],... Денег-то нет.

PS МСК: Почему Филин после этих слов в фильме - не повесился? Ведь готовый "Буран" с готовой ракетой - денег не просят. Они - как автомобиль в гараже. Можно поехать, даже заработать, но может и постоять. Для его охраны и обслуги надо не много денег. Почему Филин не говорит, что это "наш бронепоезд, стоящий на запасном пути"[53]? Буран делали в противовес "Шаттлу", и сделали. Противовес есть! Это его главная работа. Атомные бомбы тоже делали в противовес, но не ездят с ними по регионам в поиске применения.

В 1993 году систему включили в Федеральную космическую программу страны. Но денег под неё не дали ни копейки. Проект указа о закрытии проекта "Энергия-Буран" давно готов[54]. Но так и не дождался подписи ни одного из президентов.

PS МСК: Это вообще рассуждения предателя. Да ваш проект указа охотно подписал бы любой из президентов США. США охотно помогли Ельцину порезать большинство самолётов и кораблей СССР, большинство ракет. Им нужно, чтобы их "Шаттл" не имел противовеса и свободно угрожал всему миру. В помощь США предатели приготовили Указ, а другие предатели приготовили кино-панихиду и жалеют, что указ не подписан, не удаётся панихиду закончить гимном США? Вот какие гады делают фильмы о наших достижениях. Панихида, видишь ли, - не доведена до конца!

(23-10) Филин Вячеслав Михайлович:

- Это было национальное достояние[55]. Кто из руководителей решится взять на себя? Ну, по крайней мере около миллиона народу было задействовано на программу "Буран". А что такое для политика миллион человек[56], которые отдали душу и сердце этому направлению?

Потом случилась драма. Фантастическая история. тот самый первый "Буран", который побывал в космосе и так блистательно приземлился, а потом помещён в байконурский ангар, в один прекрасный день был попросту расплющен рухнувшей бетонной крышей ангара[57].

С другими экземплярами оказалось не многим лучше.

Вот так красиво, демонстрируя возможности советской авиации, возили их на салон в Ле Бурже под Парижем в июне 89 года[58]. Да, к этому времени, наконец, была готова "Мрия", обещанная Антоновым в самом начале проекта, но так и не успевшая поработать[59] на доставке "Бурана" в Байконур. Теперь она[60] развозила их по свету аж до Австралии!

Лучшие в мире корабли сдавались в аренду, продавались[61] и превращались в аттракционы.

Сейчас, оглядываясь назад, можно спросить:

- Не зря ли всё то было?[62]

Нет, не зря.

Может, поэтому мы сейчас так живём, что о "Буранах" забыли?[63]

Забыли, что мы можем всё?[64]

(24-48) Олег Дмитриевич Бакланов, председатель межведомственной комиссии "Энергия-Буран" (под молчащую голову идёт текст, в том же интерьере, где снимали Филина):

- Вот это я считаю достижением, которым нужно гордиться и можно гордиться.[65]

(24-53) Космонавт Волк (под молчащую голову идёт текст):

- А у нас народ такой, что фактически с листа сделал гениальное дело.[66]

(25-03) Филин Вячеслав Михайлович (под молчащего по пояс идёт текст)[67] у макета "Энергия-Буран":

- Нам пора набирать свою силу[68]. Ну, так же нельзя...

Конечно, - нельзя. И мы верим, пройдёт время, и какая-нибудь летающая тарелка или какой-то совсем не мыслимый сегодня аппарат будет взлетать и садиться по желанию людей столько раз, сколько им будет нужно, и туда, куда они захотят[69]. И на его борту будет написано "Буран":

 

 

Благодарность участникам в титрах: РКК "Энергия" им. С.П. Королёва. г. Королёв \ НПО "Энергомаш" им. В.П. Глушко, г. Химки \ НПО "Молния", Москва \ Кб Химавтоматики, г. Воронеж, КБ им. Янгеля, г. Днепропетровск \ ЦСКБ Прогресс, г. Самара \ НИИ Химического машиностроения, г. Пересвет \ факультет 5 МАИ \

Начальствам история рассказана была многократно. После атак хакеров остались и выставляются миру:

Письмо Префекту ВАО[70] г. Москвы Н.Н. Евтихееву

Видео-письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \

письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К

Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К.

письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\

калькулятор "Электроника Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ истории создания унифицированных редукторов и приборов

Страница была повреждена в 2001 году хакерами на сервере и в нашем архиве.

Страница и уже свёрстанные сборники были повторно повреждены в 2003, 2005, 2007 году хакерами на сервере и в нашем архиве. Ведётся восстановление, но, возможно, остатка моей жизни на это уже не хватит. Если бы был Бог, я спросил б его, зачем такие суки на Земле, почему нет кары на них? Неужели такие суки имеют право жить и глумиться над такими, как я, герои ВОВ, которым только я сделал странички, а министерства - нет?

Известные истории о Буране \ неизвестные истории \ месть вместо чести \ Г. Е. Лозино-Лозинский

 

Гражданская инициатива – журнал об отношениях в обществе. Индивид и государство, права и гарантии, преступления и наказуемость, армия и мир, воин и закон, сила и право, самоуправление и самообразование, заказчик и служащий, декларации и правила без дыр, бедность всё создающих и богатства их использующих, собственность и бизнес, справедливость большинства и достоинство гениев Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка

и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 1 000 000 000 (миллиард!) посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

Концепция устройства государства \ Концепция должности Гаранта \ Концепция должности Президента \ Концепция местного самоуправления населения \ Концепция создания бюджета \ Концепция организации здравоохранения \ Концепция общенародной медицины \ Концепция непрерывного образования \ Музей Маленкова Семёна Кузьмича \ Музей Фонда гражданских инициатив \ о Фонде гражданских инициатив \

 

Переход к меню сборника №1 "УНИКУМ"

"Уникум, мечтавший о безработице"

"И один в поле воин"

"Капризный новичок"

Книга 3. Поэтический сборник \ Безумные проекты ХХ века

Книга 4. Выборы и избранники \ Мир без насилия

Книга 7. О демосе демократической страны

Новомосковск – родина Уникума

Книга 1. Дума о Думе \ мифы и легенды \

К сборнику №3 "Северный флот"

К сборнику №4 "Вечные студенты"

К сборнику №5 "Электронная Россия"

К сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы"

К сборнику №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра"

Сборник №7 Военно-научное общество при КЦ ВС РФ

К оглавлению сайта журнала "Гражданская инициатива"

Статьи Маленкова С.К. \ Чёрный список

журналистика Маленкова С.К. \ новояз \

Фоторисунки \\ фотогалереи \ афоризмы

правовые концепции Маленкова С.К.

Что такое хорошо? \ Что такое плохо?

Выход в архив изданного

 

Тематический перечень идей Маленкова С.К.

Блин Маленкова и 35-я годовщина секрета масленицы

Список рекордов Маленкова С.К. \ полезные ссылки

Правовые акты с комментариями Маленкова С.К.

Страничка Маленкова на stihi.ru (стихи)

Отзывы, рецензии, диспуты Маленкова – на портале STIHI.ru

Страничка Маленкова на proza.ru \ Новомосковск

ã Фонд гражданских инициатив  Ò, МО МОИП, 1993-2017

ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов

ã Гражданская инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2017

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НА ДАННОМ РЕСУРСЕ (и в копиях резервных библиотек дружеских сайтов) ЗАЩИЩЕНЫ АВТОРСКИМ ПРАВОМ. Ссылка на сайт, страницу размещения, на автора книги и идей, на публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке, при упоминании и копировании – обязательна. Коммерческое переиздание или патентование идей без согласия автора или наследников – запрещается.

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов, влиятельных людей и простых граждан.

Наш адрес: 123458, Москва, ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31 \ Skype: : uniqum-star

E-mail: fogrin@rambler.ru

Предупреждение: Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций. Использование адресов

электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного мусора будет наказываться.

"Гражданская Инициатива" на других порталах:  www.bigherald.narod.ru/ \ www.fogrin.narod.ru \ fogrin.narod.ru/medtrans/index.html \ www.nik-kozlov.narod.ru \ www.pu22.narod.ru\ www.santaelena.strana.de \ www.president4rf.narod.ru/ \ www.prezident16.narod.ru/ \ www.superuniqum.narod.ru/ \ www.teach2teach.narod.ru/ \ www.uniqum.strana.de \ www.vno.narod.ru \\ www.golova1-2006.narod.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod.ru \ www.glovanova.moikrug.ru \ www.alyscheva-l.narod.ru \ www.andrumos.narod.ru \ www.a-rytoff.narod.ru \ www.bychkovavg.narod.ru \ www.dkhroshin.narod.ru \ www.evdokimovagn.narod.ru \ www.leaders-club.narod.ru \ www.medtransp.narod.ru/index.html \ www.orlik08.narod.ru \ www.radiozov.narod.ru \ www.tat-indrickova.narod.ru \ www.uniqum-star.ucoz.ru \ www.vtchistov.narod.ru \\ www.alyscheva-l.narod2.ru \ www.andrumos.narod2.ru \ www.bychkovavg.narod2.ru \ www.dkhroshin.narod2.ru \ www.evdokimovagn.narod2.ru \ www.fogrin.narod2.ru \ www.golova1-2006.narod2.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod2.ru \ www.leaders-club.narod2.ru \ www.nik-kozlov.narod2.ru \ www.orlik08.narod2.ru \ www.president4rf.narod2.ru \ www.prezident16.narod2.ru \ www.pu22.narod2.ru \ www.radiozov.narod2.ru \ www.superuniqum.narod2.ru \ www.teach2teach.narod2.ru \ www.tat-indrickova.narod2.ru \ www.vno.narod2.ru \ www.vtchistov.narod2.ru \ blog.trud.ru/users/1673356 \ дневник Уникума в Труде \ liveinternet.ru/users/939650 \ malenkov в moikrug \ prostak1.livejournal.com \ Стихи Маленкова на stihi.ru \ www.stihi.ru/avtor/dekor \ www.stihi.ru/avtor/artistvmu \ proza.ru/avtor/uniqum \ proza.ru/avtor/golovanova1 \\ Маленков С.К. на litprichal.ru \ Маленков С.К. vkrugudruzei.ru \ Маленков С.К. "в контакте" \ Маленков в самиздате samlib \ www.facebook.com/fogrin \ Министерство международных дел Маленкова на facebook \ Маленков на twitter \ Уникум на nethouse \ книги Маленкова на calameo \ Маленков С.К. на "территории РФ" \ родословная Маленковых \ фотогалерейки Маленкова С.К. \ Уникум в odnoklassniki.ru \ блог и фотоальбомы Маленкова С.К. в www.rasfokus.ru \ Маленков С.К. в Русском собрании литераторов \ С.К. Маленков в соцСети spooo.ru \ Маленков С.К. на mirtesen.ru \ uniqum1.jimdo.com - сайт Маленкова СК. \ Маленков С.К. на akuly-pera.ru \ colnect.com/ru/collectors/collector/uniqum \ photo.qip.ru/users/uniqum2 \ Маленков в sambook.by - самиздат в Белоруссии \

 

Каталог популярных сайтовЯндекс цитирования

Обновление: 01-07-2017fog

 

 



[1] Гражданская инициатива родилась вместе со мной, впиталась с молоком матери, усилилась мудростью окружавших

простых людей. Это основа жизни личности, не желающей быть чьим-то рабом, стремящейся к содружеству и к

сотворчеству в обществе.

[2] Мной создана система отношений, не позволяющая подменять волю народов волей вождей или чиновников. В воле

народов – время и пространство внедрения этой системы.

[3] должна отбить мозги. чтобы потом впитать только мнение диктора Ланового, сценаристы фильма и его

редактора-руководителя.

[4] ну, кто-то хотел бы замуровать их под камень или в стену. А я хотел бы эти тайны отчистить по мере сил,

и чтобы они вдохновляли молодёжь на создание не менее смелых проектов. Если эти события называют

тайнами, так это благодаря их статусу при создании проектов. И сегодня много тайного.

[5] Если эти события называют забытыми, так это скорее потому, что большинство народа о них и не знало.

А кому-то хочется продолжить их считать забытыми после показа. А участникам этих проектов этого

не забыть. И мы хотим, чтобы потомки помнили и вдохновлялись на такие трудные и смелые проекты.

И ничего не считали невыполнимым.

[6] Все 1,5 миллиона участников не были приглашены, не были даже поздравлены. Проигнорировали и меня в

этой прекрасной миллионной компании.

[7] там-то как раз собрались люди с орденами и Звёздами Героев. А вот не дождавшиеся благодарности даже и

об этой встрече не знали. А у многих нет компьютеров и интернета, чтобы посмотреть об этом хоть кино.

[8] неверно. На практике "Энергия" представляла собой не двух-, а трёхступенчатую ракету, поскольку вторая

ступень в момент завершения работы придавала полезному грузу только суборбитальную скорость

(6 км/с), а доразгон осуществлялся либо дополнительным разгонным блоком (по сути, третьей ступенью

ракеты), либо собственными двигателями "полезного груза" — как в случае с "Бураном": его объединён-

ная двигательная установка (ОДУ) помогала ему после разделения с носителем достичь первой

космической скорости.

[9] смена компоновок (2-4-6-8 боковых блоков 1 ступени) могла менять нагрузки от 10 до 200 тонн. Так же и я

стремился играть с компоновками редукторов и других частей приборов.

[10] ресурс двигателей РД-170 первой ступени рассчитан на 10 полётов, предусматривалась система

возвращения и многократного использования блоков A первой ступени. Но она не реализована.

[11] "Энергия II" ("Ураган") проектировалась как полностью многоразовая. В отличие от базовой модификации

"Энергии", которая была частично многоразовой. Конструкция "Урагана" позволяла возвращать все

элементы системы "Энергия" — "Буран". Центральный блок "Урагана" (2-я ступень) должен был входить

в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром.

[12] был министром обороны СССР с 29 апреля 1976 по 20 декабря 1984 годов и членом ПолитБюро КПСС с

5 марта 1976 по 20 декабря 1984 годов. И в 72 году аналитикой "Шатла" мог заниматься только его

предшественник - Андрей Антонович Гречко, под командованием которого я ещё служил в РВСН

в74-76 годах. А Ланового бравым военным мы помним по кино, где он реальными министрами

обороны не интересовался. Или в военных НИИ прикидывали 4 года свою аналитику, когда "Шаттл"

в США был уже в реализации? Киношники нас путают.

[13] 12 апреля 1981 г. с космодрома на мысе Канаверал осуществлён запуск первой многоразовой

транспортно-космической системы (МТКС) "Спейс Шаттл" OV-102 "Колумбия".

[14] больше 4 лет рожали только Задание. С 76 по 85 уже сделали с исправлениями. А "Шаттл"

с 12 апреля 1981 г. уже летал. Хорошо, что не с бомбами, под которые его и делали.

[15] Станки с пантографами были у немногих конструкторов старших категорий. У остальных - наклонные

доски на столах с рейсшинами на лесках.

[16] вот тут министром обороны был уже Устинов.

[17] Предприятие п/я В-2572. Производство осуществлялось на Куйбышевском заводе ЦСКБ "Прогресс".

Главный разработчик системы управления — харьковское НПО "Электроприбор".

[18] кто не помнит, - территория СССР

[19] Если в Жуковском есть музей авиационной техники, то музея ракетной техники пока нет. Есть отдельные

образцы в разных местах.

[20] Лановой не знает, то там над ней и работал её автор Лозино-Лозинский.

[21] с 1967 по 1976 г.г.

[22] не имел опыта создания и испытания военной и ракетной техники. Таким, без способности рассчитать и

спроектировать) всё - фантастика. А разве разница между И-16 и Ла-5, самолётом Жуковского и Пе-2 - не

фантастика?

[23] как это Лановой не воскликнул, что Бор похож на Бурю и на Буран?

[24] Лановой озвучивает официальную версию, а её часто давали не лучшие спецы или Не спецы.

[25] не был специалистом в вооружениях и технике, но, как ГенСек - решал судьбу страны.

[26] тут надо точно знать, сколько человек и что считали. Идея могла быть одного, а считать её могли десятки

программистов.

[27] а за это десятилетие могли бы сделать аналогичны проект. Из-за больших расходов бюджета и низкого

уровня жизни граждан у СССР не было инициатив по обгону США. Не отстать бы...

[28] Всеоружием Лановой и сценарист фильма назвать один расчёт и пару проектов назвать поторопились.

[29] Их надо было иметь заранее, иначе никакие "догонялки" не организуешь.

[30] я окончил МАТИ с "отличием". имел опыт проектирования и расчётов, рационализации и унификации,

работы с серийным предприятием и с коллективами специалистов. Но моя зарплата поднялась только до

180 рублей, а должность - только до 2 категории, и то - только по попыткам уйти с "Восхода", когда

заменить меня было не кому. Иначе бы не держали бы, только бы перекрестились.

[31] Ничего естественного. Летавших после Гагарина гагарами не назвали.

[32] речь и логика председателя немного удивляет.

[33] а на высоте 20 км он был не менее 50 м/сек. Но там и плотность атмосферы другая.

[34] участников проекта "Энергия-Буран".

[35] Лановому не известно, что конвейер обычно не останавливают после сдачи продукта, если он - не

обычная группа. Навряд ли в бюджете закладывались деньги на конвейерное производство "Буранов",

если их не хватило и на заверение начатых десяти. Язык артиста и сценариста - без костей и

ответственности. А зачем враньё заказала мэрия Москвы? Там и поныне - наши враги?

[36] Лановой и сценарист издеваются. 10 при возможной ядерной войне - не много. А при их нахождении в

одном месте = 1. Для войны было важно иметь хотя бы 5 стартовых мест, а не 1 Байконур. И хотя бы 5

посадочных полос, а не 1 на Байконуре. Но у США тоже резервов не было. Об этом ни один фильм не

сказал, ни одна статья до меня. А для стратегии войны, а не запугивания, - это важно.

[37] на самом деле использовали модификацию 3М - специальный самолёт-транспортировщик ВМ-Т "Атлант",

тоже разработки Мясищева.

[38] в монтажно-испытательном корпусе (МИК) на площадке 112 (филиал завода "Прогресс" — "Предприятие

п/я Р-6514" осуществлялась сборка ракеты и подготовка к пуску.

[39] никто и не мешал. Надо было только не обрывать исполнение программы.

[40] в практике космонавтики было много нештатных ситуаций, когда использовались "ручные режимы",

головы и руки космонавтов. Так что это - не бунт, а трезвость практики. Вопрос в цене возможно

теряемой техники и цене её замены - по сравнению с ценой жизни космонавтов.

[41] представляете эту нагрузку на боку второй ступени в 80 тонн? А потом и нагрузку аэродинамики от неё

при взлёте? Только за счёт наддува баков. Без наддува они могли смяться под собственным весом.

[42] артист Лановой навряд ли видел эту плату и не представляет её. Поэтому я бы предпочёл весь

комментарий фильма сделать с кем-то из космонавтов.

[43] Если уж метеослужба обещала, то заволокло не вдруг...

[44] на улице нет мороза. Но сжиженное топливо в баках даёт эффект холодильника. Но в это время пока

ракета не заправлена. Намерзание начнётся, когда в баки хлынет сжиженное топливо (водород на второй

ступени и кислород).

[45] а на экране в фильме показывают прогноз погоды на 29.10.88... Ребята, вы же говорите о 15 ноября!

[46] главный конструктор с 1982 года

[47] ну, это для Ланового и сценариста. Облако пыли в момент касания чётко видели все, кому самолёт не в

диковинку. А плавность действительно удивительная для такого чемодана с крылышками.

[48] Странно. разве они уже создали более эффективное средство против "Шаттла"? Разве угроза от

американского проекта - исчезла?

[49] Бред. Она сделана под нагрузки от 10 до 200 тон. Применяй, когда нужно, в любой версии. Но сделанное

под "Буран" как средство сдерживания от применения "Шаттлов" - должно быть на боевом дежурстве, как

и ракеты РВСН.

[50] а в СССР и до этого спектр ракет был очень широк. Какую новую функцию получили? Была только одна

функция у проектов без прямого применения - тренировать мысль конструкторов, чтобы не спали.

[51] да ракета внесет в космос хоть все 200 тонн.

[52] так если твоё КБ из бюджета оплачивают, а твой продукт регионам нужен, - сделай и отдай. а тут ведь

замяли разговор о том, что в СССР на все НИИ и КБ деньги были, а Горбачёв и Ельцин стали

разваливать страну и бюджет. Деньги сами не исчезают. Кто поставил независимый рубль под

зависимость американской печатной машины, под американские биржи и котировки? Кто в частные руки

стал раздавать самые прибыльные отрасли и предприятия под видом убыточных?

[53] слова из советской песни.

[54] тех, кто его готовил, надо было расстрелять, как провокаторов и предателей.

[55] "Буран" - это не музейный экспонат, дядя! Достояние - не "Буран", а созданная отрасль, которая по

публикации в СМИ способна создать проект, на который она отреагировать опоздала на 10 лет. Это

специально созданный инструмент сдерживания США от применения нового оружия в космосе, от

использования СССР в качестве полигона как Хиросиму. 4 "Шаттла" с горстями по 30 тонн боеголовок -

изрядно растёрли бы СССР. Последствия радиации для других стран и самих США мало волновали бы

построивших себе бункеры.

[56] политиков, безразличных к миллионам, надо вешать. Если убивают миллион специалистов в оборонной

отрасли - вешать как предателе и врагов стран. Этим не надо развлекать в кино. Это надо пресекать на

корню.

[57] Крыши таких ангаров не падают от усталости или от ветра. Предатели СССР ведь подарили Байконур с

ракетами казахам, которые ими и пользоваться не умели. Все бывшие республики остались без смежных

границ и таможен. Враги гуляли, как по полю, объявленному независимым.

[58] денег на такое хвастовство хватало.

[59] а под что её вообще делали, если её уже реально заменил мясищевский 3М и ВМ-Т "Атлант"? Это не

"Мрия" демонстрировала "Буран", а уже прославленный "Буран" демонстрировал пока никому не нужную

"Мрию".

[60] а кто приказывал развозить? США "Бураны" могли по дешовке прикупить и для изучения, и для запусков

против нас! По крайней мере, такую практическую демонстрацию смерти проекта уже не надо было

подтверждать указом о его закрытии.

[61] а сколько серебреников выручили предатели? Ведь, как я сказал, изделия этого проекта строились для

сдерживания США от применения "Шаттлов". И их утилизировать можно было только одновременно с

"Шаттлами". А таких договоров не было. Все участники уничтожения советских "Буранов" должны

навечно быть вписаны в списки предателей, преступников.

[62] А почему предлагается такой вопрос? Да потому, что вначале не дана чётко задача создания "Буранов".

Потом не назван точно успех создания сдерживающей системы, с разработкой которой СССР опоздал

на 10 лет. Не сказано, что этот успех был и подвигом, и индикатором потенциала, предупреждением для отказа от подобных гонок в вооружениях. Ведь "Буран оказался лучше "Шаттла".

[63] Забыли не потому, что хорошо живём. А потому, что разрушили и собственное производство телевизоров,

и ЭВМ, и обуви, и одежды, и продуктов питания...

[64] Это после изгнание инженеров и профессоров в торговцы чужим барахлом? Новых надо сначала

вырастить и выучить. Создать из них новые НИИ и КБ, производства. А они - смогут? Что молодые могут

сейчас, когда им и школьную программу упростили до мычания?

[65] гордились от полёта в космос до полёта в Ле Бурже. А чем гордиться потом? Безнаказанным и

многолетним предательством, приведшим Буран на роль шапито у ЦПКО? Тем, что создателей обзывают

не дождавшимися чести от Отечества? Тем, что безымянно "политикам" киношники приписали право

безнаказанно уничтожить миллион спецов?

[66] Нет, это не весь народ. Эту часть десятилетиями выращивали и обучали. Набери НИИ и КБ заново, и

попробуй создать хотя бы известное. Для начала студентам надо запретить выдавать чужие проекты за

свои. Ввести казнь за продажу дипломов и должностей.

[67] трижды подряд применён недобросовестный киношный приём, под который показываемым можно

приписать любой текст.

[68] наберите, Вячеслав Михайлович. Вы её и терять не должны бы.

[69] Главное, чтобы это не были желающие развозить бомбы.

[70] Восточный административный округ.