Файл загрузки закона частями (ст.
1-10), (ст. 11-20), (ст. 21-30), (ст. 31-40) Полный файл - тут
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ
N 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. (с комментариями
Маленкова С.К.)
продолжение:
ст. 11-20 (вернуться к началу) \\ перейти в раздел
"нормативные акты" Статья 11. Конфиденциальность информации Сведения
личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального
обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную
тайну.[1] Работники
учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной
тайны, несут ответственность в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Статья 12. Права граждан пожилого
возраста и инвалидов, проживающих в
стационарных учреждениях социального
обслуживания 1. Граждане пожилого возраста и
инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального
обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 7 настоящего Федерального закона, а также имеют право на: 1) обеспечение им условий
проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; 2) уход, первичную
медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном
учреждении социального обслуживания; 3) бесплатную
специализированную помощь, в том числе зубопротезную (без использования
драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, а также на бесплатную протезно-ортопедическую помощь; 4) социально-медицинскую
реабилитацию и социальную адаптацию; 5) добровольное участие в
лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в
соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями; 6) медико-социальную
экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или
изменения группы инвалидности; 7) свободное посещение их
адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями
общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и
другими лицами; 8) бесплатную помощь адвоката в
порядке, установленном действующим законодательством; 9) предоставление им помещения
для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих
условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом
интересов верующих различных конфессий; 10) сохранение занимаемых ими
по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного,
муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с
момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в
случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в
течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг
стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного
срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в
связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное
обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее
занимаемое ими жилое помещение. Дети - инвалиды, проживающие в
стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или
лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению
жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту
нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их
выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность
осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни; 11) участие
в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в
учреждениях социального обслуживания. 2. Дети - инвалиды, проживающие
в стационарных учреждениях социального обслуживания,
имеют право на получение образования и профессиональное обучение в
соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это
право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального
обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и
мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим
законодательством. 3. Граждане пожилого возраста и
инвалиды, проживающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной
медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные
или муниципальные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого
возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в
установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и
средств медицинского страхования. 4. Граждане пожилого возраста и
инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания,
имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в
целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств
для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств,
средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и
инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную,
административную или уголовную ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации. Статья 13. Трудовая деятельность граждан пожилого возраста и инвалидов,
проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания Граждане
пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях
социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по
состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Гражданам
пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора,
предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30
календарных дней. Граждане
пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях
социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в
соответствии с медицинскими рекомендациями в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации. Принуждение
граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных
учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не
допускается. Статья 14. Отказ от услуг стационарного учреждения социального
обслуживания Граждане
пожилого возраста и инвалиды, находящиеся в стационарных учреждениях
социального обслуживания и не относящиеся к категории граждан, указанных в
части первой статьи 15 настоящего Федерального закона, имеют право отказаться
от услуг указанных учреждений. Статья 15. Ограничения прав граждан
пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг Ограничения
прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются
в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и могут выражаться
в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального
обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны
родственников или иных законных представителей и при этом не способны
самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к
самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в
установленном законом порядке недееспособными. Вопрос
о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждениях
социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных
представителей по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей
статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты
населения. Отказ
от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои
основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке
недееспособными, производится по письменному заявлению их законных
представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и
необходимые условия проживания. Гражданам
пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями,
либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных
заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств,
венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных
учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении
социальных услуг на дому[2]. Отказ
в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг по
основаниям[3], определённым
в части третьей настоящей статьи, подтверждается совместным заключением
администрации муниципального центра социального обслуживания (органа
социальной защиты населения) и врачебно-консультативной комиссии учреждения
здравоохранения[4]. Социальное
обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляемое в
нестационарных условиях, может быть прекращено[5] в случае
нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным
обслуживанием при предоставлении данного вида услуг. Глава III. Социальное
обслуживание граждан пожилого возраста и
инвалидов Статья 16. Формы социального обслуживания 1. Социальное обслуживание
граждан пожилого возраста и инвалидов включает: 1) социальное обслуживание на
дому (включая социально-медицинское
обслуживание); 2) полустационарное социальное
обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; 3) стационарное социальное обслуживание в
стационарных учреждениях социального обслуживания (домах - интернатах,
пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их
наименования); 4) срочное
социальное обслуживание; 5) социально-консультативную
помощь. 2. Гражданам пожилого возраста
и инвалидам может предоставляться жилое помещение
в домах жилищного фонда социального использования. 3. Социальное обслуживание по
желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе. Статья 17. Социальное обслуживание на дому 1. Социальное
обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально
возможное[6]
продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде[7] в целях поддержания их социального статуса[8], а также на защиту их прав и законных интересов[9]. 2. К числу надомных
социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных
государством социальных услуг, относятся: 1) организация питания, включая
доставку продуктов на дом; 2) помощь в приобретении
медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; 3) содействие в получении
медицинской помощи, в том числе сопровождение в
медицинские учреждения[10]; 4) поддержание условий
проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; 5) содействие
в организации юридической помощи и иных
правовых услуг[11]; 6) содействие в организации
ритуальных услуг[12]; 7) другие[13] надомные[14] социальные услуги. 3. При обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях
без центрального отопления и (или) водоснабжения[15], в число
надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем
гарантированных[16] государством
социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой. 4. Кроме надомных
социальных услуг, предусмотренных федеральным и территориальными перечнями
гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и
инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. 5. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими
отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания
или при органах социальной защиты населения. 6. Порядок и условия зачисления
на социальное обслуживание на дому определяются
федеральным органом исполнительной власти по социальной защите населения. Статья 18. Социально-медицинское обслуживание на дому Социально-медицинское
обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных
социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих
психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением
активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в
поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части четвертой
статьи 15 настоящего Федерального закона. Социально-медицинское
обслуживание на дому осуществляется специализированными
отделениями, создаваемыми в муниципальных
центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная
деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об
охране здоровья граждан. Статья 19. Полустационарное социальное обслуживание Полустационарное
социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное
обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания,
отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и
поддержание активного образа жизни. На
полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем
граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к
самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских
противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в
части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона. Решение
о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается
руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного
письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки
учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Полустационарное
социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного)
пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или
при органах социальной защиты населения. Статья 20. Стационарное социальное обслуживание Стационарное
социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней
социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично
или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по
состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное
социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого
возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья
условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского,
социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской
помощи, организацию их отдыха и досуга. Стационарное
социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется
в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания,
профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и
социальным положением. Не
допускается помещение детей - инвалидов с физическими недостатками в
стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для
проживания детей с психическими расстройствами. Граждане
пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к
самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа
освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других
лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен
административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее
судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за
нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и
попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел,
при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию
принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения
социального обслуживания на основании решения органов местного
самоуправления. Граждане
пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях
социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об
учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по
их желанию или по решению суда, принятому на основании представления
администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные
учреждения социального обслуживания. |
К
продолжению: ст. 21-30 \\ (вернуться к началу) \\ перейти в раздел «нормативные
акты»
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
ã Фонд
гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993-2017
ã
Маленков С.К., член
международного Союза славянских журналистов, автор комментариев (сносок) к
статьям данного
Закона (и др.), разметки и выделений.
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2017
[1] Она может слагаться из личной и семейной тайны клиента, медицинских и служебных сведений,
регистрируемых или переданных устно. Для каждого документа с профтайной должен быть гриф и
соответствующий порядок хранения. Грифованные сведения должны быть выделены (акцентированы и
учитываемы). Общеизвестно, что социальные службы (и связанные с ними, использующие их
документы, предоставляющие им) не имеют хранилищ грифованных документов и соответствующего
порядка документооборота, обучения и аттестации сотрудников.
Данный закон, как и связанные с ним нормативные акты, открыто ПРОФАНИРУЮТ
ДЕКЛАРИРОВАННЫЕ ПРАВА И
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. Это – область и круг лиц организованной
преступности (неполнотой закона, отсутствием ссылок на полное описание содержащих тайну сведений
и документов, порядок работы с ними и порядок защиты тайны), причём распространённой на частно-
коммерческое участие в нём.
[2]
Данная статья не обязывает к размещению этих лиц в стационаре
и не предусматривает такого размещения
по
их просьбе, не оговаривает условий размещения и прав больных на социальное
обслуживание в
условиях
лечения (в том числе и работниками стационара). Выходит, что в этой стадии
человек может
быть
брошен, и даже – изолирован в своей квартире со своими проблемами. Освенцим
на дому, -
дополнительная
версия истязаний неисполнением прав "свободного" человека,
уже описываемая
мною
многократно.
Если
Конституция декларирует Гарантии прав, то допустимо не оправдывать отказ их
исполнения, а
описать
обязательность действий по их исполнению, например, - поселение больных (за
бюджетный
счёт,
как исполнение гарантий) в профилакториях, где им будут предоставлены и
медицинские, и
социальные
услуги. Или создание службы социальных услуг на дому для больных.
[3]
Конституция РФ не ставит условий на
предоставление социальных услуг и гарантии защиты прав граждан,
поэтому
ограничения в предоставлении социальных услуг, тем более больным или даже –
инвалидам, -
преступление
с нарушением Конституции! Создатели и "приниматели-утверждатели" этого
документа
должны
быть изолированы от общества (в тюрьмах), как лица социально опасные, с
лишением впредь
заниматься
юриспруденцией и служить в госорганах. Тем более, что "депутаты" – всего лишь узурпаторы
своих "полномочий",
ибо никогда нотариально граждане не поручали им это и не делегировали им своих
прав (см. мою книгу "Выборы и избранники"). "Обоснование" в законах
неисполнения конституционных
гарантий, "обоснование" дискриминации больных и
пожилых граждан – тягчайшее преступление!
[4] Официально назначенные соучастники преступления по дискриминации прав пожилых и больных
граждан. Поступающий на
работу в эти органы д.б. предупреждён о принуждении
соучаствовать в
нарушении конституционных прав и гарантий, подписать согласие на соучастие. Впрочем, их
аттестация на должность – подтверждение понимания, что они творят или готовы совершить.
[5] Конституция предписывает гарантии исполнения прав. Значит, могут быть изменены условия
исполнения прав, но не могут быть отказы в гарантированном исполнении права! Для неисполнения
права в Конституцию должны быть введены неравенство граждан, градация граждан по группам
урезанных прав. А это – совершенно иное государство (Гитлер, создавал класс "унтерменшев",
недочеловеков)!
Я неоднократно описывал свои предложения по обязательному введению неравенства, но с другой
точки зрения. Существующие "льготы" – скрытое (завуалированное) нарушение гарантированного
Конституцией равенства.
Признание "льгот" дополнительными правами – явное признание
существующего и целесообразного неравенства, на которое будут согласны все граждане и жители
(неграждане) страны. Оно не должно нести унижение, они и сегодня оговаривает условие перехода в
группу лиц с повышенными правами. В этих правах не должно быть "спецобслуживания" слуг народа.
[6] Конституционные гарантии при этом неисполненное по разным причинам должно возводить в госдолг,
описывать ущерб от неисполнение и график компенсации ущерба.
[7] Для этого у каждого гражданина должно быть составлено описание привычной (ему) социальной среды),
и никто не вправе вносить в это описание ограничений, "усреднять потребности" граждан. Не имея
этих описаний среды – ЦСО и "собесы" не могут выполнить этот пункт. Каждый сотрудник должен
иметь методику обеспечения этой социальной среды каждого подопечного, вести списки невольных
или грубых нарушений
среды (возникающих проблем), вести (совместно с начальством) графики
действий по устранению нарушений среды и прав подопечного. При этом "нагрузка" для
обеспечения среды отдельных граждан будет разная, её надо учитывать. Возможно предусматривать
участие нескольких специализирующихся соцработников для выполнение некоторых работ по таким
графикам.
Реально это не делается, подопечных принуждают к "усреднению потребностей" и их сужению, т.е.
закон нарушается заведомо.
Если гражданин жил в необустроенной среде (например, носил воду из колодца, имел туалет в уличном
шалаше, пил нечистую воду,
не имел нужных врачей и продуктов и т.п.), то должно быть допустимо
нарушить "привычную среду" в сторону её улучшения.
Причём, максимально возможное для поддержания привычного социального статуса (т.е. статуса
бодрого человека с широкими интересами).
[8] Закон (как и иные законы РФ) не имеет ссылки на таблицу терминов, поэтому и суды умышленно её не
требуют, не сверяют полноту и точность используемых терминов. Соцработники и юрисконсульты при
этом охотно вводят в заблуждение граждан при разъяснениях терминов, связанных с ними
исполняемых прав. Они незаконно отрицают, например, вхождение в понятие "социальный статус" мою
привычку быть "генератором идей", сохранение на должном уровне навыков полученных профессий,
поддержание моих увлечений, обеспечение инструментов и расходных материалов для них, обеспечение
достаточной для этого жилплощади и т.п. Жизнь с такими ограничениями – истязание без наручников.
Для них социальный статус пенсионера – резко ограниченный в возможностях человек (это
противоречит гарантиям Конституции (тоже не имеющим таблицы со ссылками на механизмы
исполнения) и даже п. 17.1 этого закона). Но тогда надо человеку с рождения предложить это его
будущее, чтобы он отказался от таких слуг-чиновников и выбрал себе других слуг. Ведь добровольно
трудиться ради истязания в старости (и кормить чиновников-истязателей) никто не захочет.
[9] Тут нет оговорки – "вытекающих из данного закона", поэтому иметь в виду можно только всю
совокупность прав и законных интересов". Да и оговорка создания "максимально возможного"
поддержания "привычной социальной среды" приводит к полному обеспечению всех прав. Если человек
вдруг не признает "привычной" жизнь к резко ограниченной среде, добровольный Освенцим на дому.
Я не желаю себе такой среды, - ни по средам, ни по пятницам, никогда.
[10] При этом реально моё ЦСО преступно и безнаказанно придумывает ограничения в виде сопровождения
только до районной поликлиники или в пределах района проживания, отказывая в сопровождении в
иные районы Москвы, даже по имеющемуся направлению. Отсутствие же ограничений в данном пункте
должно означать и сопровождение в санаторий, даже за границу (которой недавно и без нашего согласия
стал банальный берег Чёрного моря, например).
[11] Исходя из смысла Гарантии прав, из смысла п. 17.1 этого закона (см. также мои сноски-пояснения), это
должно приводить к составлению
Перечня нарушенных прав и законных интересов, к оформлению
поручений администрациям
и адвокатам по защите и восстановлению нарушенных прав и
законных интересов. И контроль за их восстановлением. Исполнение этого пункта должно бы
контролироваться чиновниками Гаранта! ЦСО и администрации и Гарант грубо нарушают этот
пункт, оставляя пенсионеров без правовой защиты.
[12] Причём, исходя из конституционного равноправия, пенсионеров не должны хоронить по "ритуалу
для нищих". Или похороны министров должны быть равноправно сведены к похоронам
малообеспеченных (ими же!) граждан.
[13] Они должны вытекать из обязательств п. 17.1 по обеспечению максимально возможного сохранения
привычной социальной среды, список их нельзя предусмотреть законом, он должен составляться по
индивидуальному плану обслуживания каждого пенсионера. Причём – заявительным, а не
разрешительным образом (т.е. просто по заявке пенсионера о наличии у него необходимости в услуге
ему). Этот пункт тоже грубо и безнаказанно не исполняется.
Для его исполнения в бюджетные комиссии должен подаваться список востребованных пенсионерами
услуг, делаться обсчёт их исполнения, оплату их должны производить гарантированно!
[14] В том числу хлопоты по обеспечению ненадомными услугами.
[15] Это не должно считаться "привычной средой", которую надо поддерживать. Это должно считаться
вынужденной средой, часто – по вине государства, а не по предпочтению гражданина. И её необходимо
улучшить, т.к. для заболевшего и ослабленного старостью гражданина такая среда становится условием
истязания.
[16] Исходя из Конституционных гарантий прав и равноправия граждан – этот перечень должен быть
заявительным (по заявкам граждан), а не ограничительным (составленным чиновниками в
преступном ограничении потребности граждан).